Александр Яхонтов

screen-15.45.58[30.03.2018].png

Александр Яхонтов

Александр Яхонтов

28.06.1820-12.10.1890

Александр Николаевич Яхонтов родился в Петербурге. Детские годы прошли в родовом имении на Псковщине, в селе Камно.

Окончил курс учения в императорском Царскосельском лицее в 1838 году, с чином 9-го класса (титулярный советник). Служил в Петербурге по 1851 г. С этого года переселился в г.Псков, где служил сначала по министерству государственных имуществ, потом — директором псковской классической гимназии в продолжении 10 лет. Затем избран предводителем дворянства Псковского уезда, а в 1877 году председателем псковской уездной земской управы. Прослужив в этой должности два трехлетия, вновь избран в предводители дворянства Псковского уезда, в каковой должности состоит и поныне. В начале 1889 г. состоялось в г.Пскове празднование 50-тилетнего юбилея его службы».

Для Яхонтова его служебные обязанности — связанные, преимущественно, с Псковским краем, где в родовом имении, селе Камно близ Пскова, прошло детство поэта, — меньше всего были формальным, вынужденным родом деятельности. В этом отношении он мог брать пример со своего отца, Н.А.Яхонтова. Николай Александрович был коренным псковичом, дальним родственником М.И.Кутузова. Во время Отечественной войны 1812 года он был секретарем и переводчиком при фельдмаршале. Александр Николаевич также почитал служение обществу священным долгом: будь то дела псковского земства или нелегкий литературный труд. И в то, и в другое Яхонтов внес посильный вклад, отведя себе место скромного труженика на ниве народного просвещения.

Литературная деятельность Яхонтова была шире, чем собственно художественная: ее реальную значимость видели, в первую очередь, в выражении гуманистического начала, просветительской направленности. С этой точки зрения особенно высоко оценивались заслуги Яхонтова — переводчика: в начале его литературного пути (1840-е годы) перевод драмы И.В.Гете «Торквато Тассо», впоследствии переводы трагедий Г.Э.Лессинга «Эмиля Галотти» и И.В.Гете «Ифигения в Тавриде», а также ряда стихотворений Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.Мицкевича. Первые оригинальные произведения Яхонтова относятся к периоду пребывания в лицее. Здесь еще незримо ощущалось присутствие Пушкина — во всяком случае, Яхонтов, которому ребенком посчастливилось увидеть великиго поэта во время пребывания того в Михайловской ссылке, воспринял свое обучение в лицее как благословение на литературный труд. Внучка Александра Николаевича А.Н.Высоцкая-Яхонтова передает семейное предание: «…Пушкин долго гулял с Н.А. Яхонтовым в саду по той самой аллее, дорожка которой сохраняется и по сей день. Потом они сидели и беседовали в беседке. К ним подбежал маленький Саша… Пушкин подхватил его на руки и шутливо спросил, кем он хочет быть. Саша ответил «поэтом». И еще он прочитал удивленному поэту его, пушкинское стихотворение». По свидетельству историка Н.ф.Окулича-Казарина, великий поэт отдыхал «под старой липой» — и эта липа, и весь парк погибли в годы Великой Отечественной войны.
Пушкин приезжал к Николаю Александровичу и Любови Федоровне 28 июня, по случаю шестилетия Саши. Может быть, именно эта встреча, не только житейская, но и поэтическая (по другим данным, Саша читал отрывок из «Евгения Онегина») определила для А.Н.Яхонтова выбор его пути.

В лицее он вместе с некоторыми из товарищей начал составлять рукописный журнал «Денница», первый и единственный номер которого вышел в 1835 году. В журнале были помещены ученические опыты юного Яхонтова, явившиеся началом служения отечественной словесности. Прервав карьеру чиновника в департаменте железных дорог, он по семейным обстоятельствам в 1851 году переехал в Псков, где занял место советника палаты государственных имуществ, а с 1858 года, по приглашению попечителя Петербургского учебного округа П.А.Плетнева, принял на себя должность директора Псковской гимназии.
В переломные 1860-е годы Яхонтов предстает противником «людей прежнего закала и иного пошиба», врагом «старых порядков в деле воспитания», откровенно проявляя «дружеские отношения» к учашимся и «сердечность в отношении к детям».

Оригинальные произведения Яхонтова, в том числе сатирические очерки, в основном, публиковались в 1870-е годы, когда жизнь и литературная судьба поэта уже прочно и надежно были связаны с Псковом. Его сочинения печатали лучшие русские журналы: «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русская старина» и ряд других.
В 1884 году вышло отдельное издание стихотворений А.Н.Яхонтова.

Начиная с 1877 года поэт состоял членом псковского уездного училищного совета и попечителем городской школы, учрежденной в память освобождения крестьян. Просветительская деятельность Яхонтова выразилась в том, что он стал составителем «народных изданий» и сборников для народного чтения, снискавших особенную популярность среди разночинных слоев населения. Пять изданий выдержала составленная им книжка «Приключения Робинзона Крузо» (СПб., 1876-1899); еще больший интерес вызвало издание «Народная война 1812 г.» (СПб., 1883-1888), а для псковичей драгоценным стало сочинение Яхонтова «Город Псков и его окрестности» (СПб., 1886). Эти и другие народно-просветительские начинания поэта — в жанре путешествия, исторической хроники и т.д. — вошли в историю словесности как сочинения, написанные «красивым, легким и чрезвычайно понятным языком» и вполне оправдавшие цель, для которой предназначались.
Особо следует сказать о стихотворной повести А.Н.Яхонтова «Горькая ошибка» — одной из многих лиро-эпических вариаций «Евгения Онегина», появившихся во второй половине 19 века. Ко времени, когда создавалась повесть А.Н.Яхонтова, новаторство Пушкина в романе в стихах только еще вступало в стадию зрелого и глубокого осмысления. В рукописи «Горькой ошибки», которая хранится в Отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника, дата написания не проставлена. Три отрывка повести вошли в книгу «Стихотворения Александра Яхонтова» (СПб., 1884); отдельные произведения в этом первом и единственном сборнике поэта напоминают фрагменты лиро-эпического повествования: «Старый дом» и др. Полностью повесть была подготовлена к печати и опубликована псковским историком и краеведом Л.А.Твороговым в районной газете «Светлый путь» (1966-1967), а затем перепечатана в журнале «Псков» (1995-1996) с отдельными уточнениями, комментариями и предваряющей статьей.

Немало для пропаганды творчества Александра Яхонтова сделал после Великой Отечественной войны заведующий древлехранилищем Псковского музея-заповедника Леонид Алексеевич Творогов, ныне покойный. Как известно, архив поэта был утерян в 20-х годах. Однако после разгрома гитлеровцев в развалинах бывшей усадьбы Яхонтовых в Камно жители нашли несколько тетрадей со стихами поэта, записанными его рукою. Тетради эти попали в музей к Л. А. Творогову, который в первой половине 60-х годов подготовил несколько десятков произведений из этих тетрадей к публикации в областных газетах «Псковская правда», «Молодой ленинец» и псковской районной газете «Ленинская искра». Среди этих произведений были, например, переводы из «Фауста».

После «Графа Нулина» Пушкина и «Бала» Баратынского, как отмечает современный исследователь жанра В.Афанасьев, «повесть за повестью выходили в свет, и почти ни одна из них не обходилась без оглядки на «Евгения Онегина»…» Произведение Яхонтова не составило исключения: в нем откровенно использованы приемы пушкинского поэтического повествования, литературно узаконенные именно «романом в стихах». Яхонтов строит поэтику своей повести на основе буквальных соответствий «Онегину», обильных цитат и реминисценций из него.
О стихотворениях Яхонтова прижизненная автору критика писала как о «весьма грациозных», обладающих «задушевностью, мягкостью, искренностью и выразительностью», но не имеющих настоящей оригинальности. Характерен, например, такой отзыв: «Лирические стихотворения Яхонтова звучны, красивы и по тону напоминают поэзию Майкова, гр. Алексея Толстого и особенно Некрасова, мотивы музы которого он затрагивал всего чаще, усваивая, может быть, помимо воли, себе его приемы и формы, и с такою же, как и он, любовью относясь к низшим слоям народа». В лирике поэта слышны пушкинские и тютчевские ноты, отголоски поэзии Фета и т.д.

Связь поэта с отечественной литературой проявлялась и на более глубоком, бытийном уровне — она ведет к Г.Р.Державину. Окончательно поселившись в родовом псковском имении, Яхонтов усвоил мироощущение, сходное с тем, которое было свойственно Державину, доживавшему век «на Званке».

Недалеко от Пскова, в Камно, на погосте, около старинной Георгиевской церкви, лежат несколько тяжелых могильных плит. Под ними покоятся останки членов семьи Яхонтовых. На одной из них высечены имя Александра Николаевича Яхонтова и даты его жизни: 1820-1890.

Псковский край в литературе./Под ред. Н.Л.Вершининой. Псков, 2003 
http://cbs.pskov.ru/html2/n_bodyy.html 
Е. А. Изюмов «Их имена забыться не должны» 
http://www.pskovcity.ru/pers_yahontov.htm 

http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/140

mail to webmaster: [email protected]

Литературная карта Островского района

МБУК «Островская центральная районная библиотека» МО «Островский район»
181350 г. Остров Псковской области, ул. Спартака д.7
8 (81152) 3-25-89, 8 (81152) 3-42-85;
e-mail: [email protected]
%d такие блоггеры, как: