Еврейское гетто на территории г. Острова в период оккупации Псковской области (1941-1944 гг.) и дальнейшая судьба его узников

Областное интеллектуальное соревнование учащихся

«Шаг в науку, юниоры Псковщины»

24 – 26 октября 2018 года, г. Псков

Еврейское гетто на территории г. Острова в период оккупации Псковской области (1941-1944 гг.) и дальнейшая судьба его узников

Работу выполнила: Петрова Софья Аркадьевна,

учащаяся 8-б  класса,

МБОУ СОШ №2 г. Пскова

Руководитель: Синёва Елена Николаевна

учитель истории

МБОУ СОШ №2 г. Пскова

Консультант:  Пасман Татьяна Борисовна,

методист по истории, обществознанию и праву

кафедры методологии постдипломного

педагогического образования

Псков, 2018

Содержание

Введение                                                                                                    

  1. I. История гетто. Гетто в годы Великой Отечественной войны          
  2. II. История создания гетто в г. Острове. Жизнь евреев в гетто стр. 

III. Трагический путь узников Островского гетто                                                                       Заключение                                                                                                 

Список литературы                                                                                 

Приложение                                                                                           

Введение.

    Память народа бессмертна. Нельзя забывать трагические страницы истории. Необходимо извлекать уроки, не утрачивая  связь времён и поколений. Иначе результатом может стать возрождение неонацизма, всплеск национализма. Одной из таких трагических страниц является история Холокоста – преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. А также создание гетто – мест для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному признаку.  Подобные явления были и в Псковской области, которая попала в оккупацию в первые годы войны. Мы изучили некоторые материалы о  создании гетто на территории Псковской области, и пришли к выводу, что информации о  существовании гетто в г. Острове Псковской области, нет. Именно это натолкнуло нас на дальнейшее исследование.

   Целью нашей работы является: изучить историю  гетто в г. Острове и проследить дальнейшую судьбу некоторых её узников. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать информацию о гетто в г. Острове в годы оккупации.
  2. Определить тип созданного гетто.
  3. Проследить судьбы евреев, находившихся в гетто г. Острова после его ликвидации.

     Методы, используемые во время исследовательской работы: библиографический и источниковедческий  анализ, сравнение, синтез, интервьюирование.

    Первым этапом нашего исследования стало изучение литературы по данной теме. Прежде всего, это научная литература: работы И.А. Альтмана из серии «Российская библиотека Холокоста»[1]. Из них мы узнали о Холокосте, как политике нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг. Эти знания помогли более точно дать определение гетто, выделить его типы. В этих же пособиях есть таблица о количестве гетто, созданных оккупантами на территории СССР в период Великой Отечественной войны (в том числе и в Псковской области). [2]

    Доклад И. Арада «Уникальные черты Холокоста» дает  общую характеристику планов нацистов в отношении евреев, в том числе и по созданию гетто. Эти материалы помогли нам теоретически осмыслить изучаемую тему. Документальная книга  Ю. Алексеева «Моглинский лагерь: история одной маленькой фабрики смерти (1941-1945)» предоставляет свидетельства  узников Моглинского лагеря  о пребывании там евреев г. Острова, их расстрелах. Книги Прокопенко И.С. «По обе  стороны фронта» и  Михайлова У. «Концлагерь в Моглино: краткая история одного преступления» тоже свидетельствуют о существовании концлагеря в Моглино.

   В данной литературе отсутствуют сведения о гетто в г. Острове. И поэтому нам потребовались другие источники: воспоминания, архивные документы.  Их поиск стал следующим этапом нашего исследования. И совсем непростым этапом.

   Нужно отметить, что ключевым источником стали воспоминания евреев, оставленных в аудиозаписях, в архиве Яд-Вашем. Точнее: аудиосвидетельство  Доры  Ротберг о своей жизни в г. Острове в годы Холокоста;  листы свидетельских показаний, составленные родственниками погибших островитян (Довидона, Розенблюма, Ашманов). Они помогают воссоздать картину жизни  г. Острова до войны и в период его оккупации нацистами, увидеть роль евреев в жизни города и отношение  к ним нацистов и жителей.

   О жизни евреев в г. Острове в довоенный и военный период являются воспоминания жителей, они рассказывают о нацистском режиме, о месторасположении гетто в городе. Здесь ценны воспоминания, которые зафиксированы в книге Владимира Кирьянова, которому было 13 лет, когда немцы заняли г. Остров; сестёр Беловых (цыган по национальности), проживавших в г. Острове во время оккупации его немцами  до отправления в Моглинский лагерь; Константина Шаца (персональная встреча с Шацем К.Г. состоялась в июле, 2018 г.), жителя г. Острова,  о городе перед началом войны  и в начальный период оккупации;  Ольги Андреевны Дергачёвой (ей было 14 лет на тот момент); Татьяны Немизанской (жительницы г. Невеля, которая пришла в г. Остров вскоре после начала войны).

    Также периодическая печать, а именно газеты «Псковская провинция», «Псковский набат», «Островские вести»[3],  сообщает о жизни и профессиях евреев г. Острова до войны.

     Материалы из книги «Непокорённая земля Псковская» и книги И.И. Хацкевича «Горькая чаша» сообщают о расстреле евреев г. Острова в ноябре-декабре 1941 г..

    Поисково-исследовательская работа ведётся нами с 2017 года и выстраивается следующим образом: общее ознакомление с проблемой, терминологией; формулирование целей; постановка задач; определение проблемных зон; поиск и обработка источников, сопоставление фактов; критический анализ информации; связь с родственниками евреев.

 I. История гетто.  Гетто в годы Великой Отечественной войны.

    В наше время массовых миграций и мультикультурных государств мы очень часто сталкиваемся с этим понятием. Однако многие люди, интуитивно по­нимая тесную связь  термина  гетто с национальными обособлениями, не всегда отчетливо представляют себе практическое значение и принципы функциониро­вания таких систем. Исторически гетто – это компактное поселение представите­лей одной культуры (религиозного направления, расы, национальности) в среде другой, более глобальной. Явление зародилось еще в средневековой Европе, ко­гда стали возникать обособленные от других еврейские кварталы. [4]

    Термин появился в Италии, видимо, после того, как один из кварталов Ве­неции, называвшийся Гетто по расположению недалеко пушечной мастерской (по-итальянски  ghettа), был в 1516 г окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Булла Папы Павла  IV (1555) обязала ев­реев Рима и других городов в папских владениях проживать в особых кварталах или улицах, обнесенных стеной с единственными воротами, запиравшимися на ночь. В XVII  веке  в Германии и некоторых других странах Европы  кварталы, официально обособленные для проживания евреев, не только стали порой име­новаться Гетто, но и действительно превращались в них (Франкфурт, Прага).[5]  В эпоху нового времени гетто стали называть районы крупных городов, где проживали этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в бо­лее или менее жестких условиях. Наиболее распространено это явление было на Севере США в 80-е гг. XIX в., здесь на протяжении многих поколений расселение происходило по расовому признаку.

    В период Второй мировой войны гетто — это часть политики (Холоко­ста) нацисткой Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массо­вому уничтожению евреев. Это жилые зоны на подконтрольных нацистам и их союзникам территориях, куда насильственно переме­щали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. В них были созданы нечеловеческие условия. Центральной фигурой в проводимой нацистами политике на всей оккупированной Европы был рейхсфюрер СС Г. Гиммлер. Идея концентрации евреев в гетто была выдвинута Адольфом Гитлером в 1939 году.[6] Первые гетто начали создаваться нацистами на оккупиро­ванной территории Польши. Всего на оккупированных территориях было создано около 1150 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев. Евреям был придан статус полностью бесправной группы населения, обреченной на смерть. Цели создания гетто: изоляция евреев, последующее их уничтожение,  эксплуатация дешёвой рабочей силы.  Гетто – это промежуточная станция на до­роге к уничтожению.

     Евреи всех оккупированных нацистами территорий подлежали регистра­ции, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, жел­тые круги, прямоугольные «латы». Заставляли сдавать драгоценности с первых дней оккупации, евреи были ограничены в передвижении, даже в пределах одного населенного пункта. Впоследствии для их проживания отводились специальные районы (гетто) или отдельные здания. Все гетто можно условно разделить на два типа: «открытые» и «закрытые». Узники «открытого» гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали со своими семьями. В некоторых случаях они переселялись в огороженную и неохраняемую часть города. Такие гетто носили временный характер: до уничтожения либо переселения в «закрытое гетто».[7]

  1. II. История создания гетто в г. Острове. Жизнь евреев в гетто.

    Нам удалось выяснить, что до войны город Остров являлся приграничным городом. Это провинциальный город с населением примерно 14 тысяч человек.[8]  В Острове проживало довольно много евреев. Профессии были у них самые разные: врачи, портные, бухгалтеры, фотографы, юристы, шапочники, часовщики, приказчики. Женщины, в основном,  домохозяйки.[9]  Одним словом, евреи —  уважаемые в городе люди. К их мнению прислушивались, они играли большую роль в общественной жизни.

    Началась война. Немцы, придя в город, стали устанавливать жёсткие правила жизни, особенно для евреев. Как вспоминает В. Кирьянов (очевидец событий):  фашисты приказали всем евреям зарегистрироваться в трёхдневный срок – на всех столбах и деревьях развесили объявления. Евреев обязали пришить на одежду, на грудь, на спину большие шестиконечные звёзды и без них на улицу не высовываться. Существовало много унизительных запретов и ограничений, например, евреям запрещалось ходить по тротуарам – только по проезжей части дорог. [10]

      Татьяна Немизанская (жительница г. Невеля), 1924 г.р., в своих воспоминаниях даёт следующие сведения: «Мы пришли к Острову в 1941 году (из Невеля). Евреи  ещё  свободно ходили  по Острову, до сих пор гетто не было».  Дора Ротберг, проживавшая в г. Острове, в период оккупации вспоминает: «Зимой 1942 г. нас собрали всех за льнозаводом, ул. 25 Октября, кажется. Нас там всех собрали. Мы жили все вместе: Захаревичи, кажется, и Ашманы там жили.  Мы в маленьком доме жили. Дочь шапочного мастера. Ещё 2 женщины – врачи, где-то в другом месте. Дома не окружены проволокой, охраны не было. Никто не отмечал, не контролировал. Иногда приходили, проверяли: кто, где живёт. Так, существовали до 1943 года, апреля». Хацкевич И.И. в своей книге  «Горькая чаша» вспоминает: «жену доктора Розенблюма И.Р., семидесятилетнюю Елену Моисеевну, сперва бросили в гетто за местной тюрьмой».

    Обладая такими сведениями, очень трудно сказать, когда было создано гетто в городе Острове: предполагаем, что в конце 1941 года, на улице 25 Октября (т.к. именно там проживало большинство евреев г. Острова). Гетто в городе Острове существовало,  и было «открытого» типа. [Приложение 1]

     Как жили в гетто? Как обращались с местным еврейским населением?  Эти сведения, в первую очередь, мы получаем из воспоминаний Доры Ротберг (жительницы г. Острова). Она  говорила, что её отец получил 25 розг за то, что он вышел на улицу без нашивки. Далее она перечисляла действия немцев. Они заставляли евреев выполнять различные работы: уборка улиц, разбор завалов, лесозаготовки, стирка одежды немецких солдат. Работали без денег, но и этого им казалось мало [11].

      Массовое уничтожение людей было начато с первых дней, и в первую очередь истребляли евреев и цыган. Горожане были свидетелями жестокого обращения с учителем средней школы №1 им. Ленина Соломоном Матвеевичем Капилевичем. Его заставляли возить воду в немецкую часть. Запряжённый в тележку, на которой была огромная бочка, он делал множество рейсов  в день – от водоёма до места назначения. Ольга Дергачёва вспоминает: «Видела я его, летом 1942 г., босого, с оголённой спиной, на которой была выжжена звезда, со сдавленными верёвками плечами, тащившего груз и подгоняемого кнутом эсесовца. В августе 1942 г. Соломона Матвеевича расстреляли в помещении гестапо…» [12]

      Белова Ольга Александровна (цыганка по национальности) говорит что, «когда немцы пришли в Остров, мне было 13 лет … евреев тоже забирали, но почти сразу же и расстреливали. С ними ещё страшней обращались, чем с нами. Около нас врач жил Король, когда его забирали, ему все руки переломали, всю семью расстреляли …»[13].

    Воспоминания из книги И.И. Хацкевича «Горькая чаша»: «С двоюродными братьями  моего отца Хацкелем и Исааком Захаревичами, портным Довидоном и приказчиком магазина Овсеовичем немцы расправились с редкой жестокостью. На глазах русского населения Острова они устроили евреям поистине египетскую казнь. По доскам, усеянным острыми гвоздями, гоняли до тех пор, пока несчастные не рухнули замертво».[14]  Документальные материалы, собранные в книге «Непокорённая земля Псковская» свидетельствуют о том, что «в городе Острове немцы вызывали группами мужчин-евреев и расстреливали их …. мужчин, юношей, мальчиков».[15]  Часть евреев уничтожена во время существования гетто в городе Острове: их расстреливали, издевались. Родственники жительницы г. Острова Меры Серебро, передают её воспоминания  о том, что немцы, оккупировавшие Остров, зверски убили всех неуспевших убежать евреев, в том числе и их родственников. Немцы использовали для этой цели душегубки (газвагены) – автомобили, используемые как мобильные газовые камеры для массового уничтожения людей путём отравления угарным или выхлопным газом. И это ранее не встречавшийся нам факт расправы над евреями.

    А как относились жители г. Острова к такой политике немцев по отношению к евреям?

    На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Да, конечно, были люди, поддерживающие такую политику. Но их всё – таки было немного. Большинство с сочувствием относились к евреям, стремились им помочь, облегчить их судьбу. Хотя это было небезопасно.

    Владимир Кирьянов вспоминает:  «Я своих соседей  Герку и Гельку немцам не выдал. Я их спрятал у себя на чердаке, больше года они там просидели. Покушать им родные приносили, что могли …» [16].   О том, что жители г. Острова  помогали евреям, вспоминает и Татьяна Немизанская (уроженка Невеля, 1924 г.р.): «Когда мы пришли к Острову (из Невеля), Роза и я поселилась у русской женщины, отдельно от матери, чтобы не вызывать подозрения». Татьяна Немизанская с сестрой бежали из гетто в городе Невеле 1 сентября 1941 года (потом туда дошла и их мама). Добрались до Пустошки и остановились у знакомых.  А когда и там стало опасно находиться, то решили идти в сторону города Пскова, дошли до Острова. Потом получили с Розой в комендатуре документы. Стали стирать немцам белье за хлеб и мыло. Так и прожили до весны.[17]

     Цыгане г. Острова тоже помогали спасать евреев от расправы, пряча их в своих домах. Вспоминает Белова А.В. (ей было 9 лет, когда началась война): «Отец мой в то время помогал партизанам, укрывал евреев. Я помню, как-то вечером пришла к нам молодая, красивая женщина. Тогда по вечерам облавы были, мать моя ей и говорит: «Ложись на кровать под перину!» Мне велела лечь сверху на неё. Мне завязала голову платком, и я лежала как больная. В дверь постучали, вошли немец и полицай. Они спросили: «Есть ли у вас кто чужой?» Мать ответила: «Нет». Указав на меня, сказала: «Вот девочка у нас больная, может и тифом». Немцы тифа очень боялись, посмотрели они вокруг и быстро ушли. Отец сказал женщине, чтобы она быстро оделась, и повёз её. На отца, видимо, кто-то донёс. Его арестовали и забрали в тюрьму, но потом выпустили»[18].

     Как важно, что в условиях нацистской оккупации люди оставались людьми. Рискуя своей жизнью и жизнью своих детей, они приходили на помощь тем, кого нацисты обрекли на уничтожение.

   Не все члены еврейской общины г. Острова погибли. Их отправили далее в концлагерь в Моглино. В воспоминаниях Шаца Константина Геноховича, Хацкевича Исака Израилевича,  Доры Ротберг, архивных документах упоминаются конкретные имена евреев, поиск информации об их судьбе мы далее ведём: Ашманы, Захаревичи, Розенблюм.

III. Трагический путь узников Островского гетто.

      Судьба узников, без сомнения, трагическая. Но она разная: кто-то погиб в концлагерях, единицы евреев выжили, и очень тяжело болели до конца жизни.

    Итак, мы основываемся на воспоминаниях Доры Ротберг и Татьяны Немизанской, о том, что евреи Островского гетто находились в нем до апреля 1943 года. После  их привезли в Моглинский лагерь. Моглинский лагерь располагался недалеко от Пскова. [Приложение 4].  Был открыт в 1941 году, сначала как лагерь для военнопленных, которые трудились на ремонте дороги «Рига-Псков». С марта 1942 г. сюда стали свозить и мирное население, в том числе и евреев.

     Дора Ротберг вспоминает:  «Из тюрьмы в Острове в апреле 1943 г. меня, папу, Захаревича в Моглино привезли …». Жили узники в условиях просто адских. Помещения конюшни, кладовой и бани бывшей погранзаставы не отапливались. Каждому заключённому полагалось на день по 300 граммов хлеба с опилками и литр мутной баланды на воде. Тот, кто не умирал от голода, погибал от болезней, непосильного труда. Многие узники становились жертвами лагерных наказаний. За малейшую провинность  их сажали в карцер на два дня, избивали резиновыми дубинами, лопатами, прутьями. Но самым традиционным и даже обыденным наказанием был расстрел. Лишали жизни за национальность (преимущественно еврейскую и цыганскую). Наиболее печальна участь детей, которые вместе с родителями попали в лагерь. Их лишали жизни на глазах у матерей. Стреляли в затылок и в упор, забивали насмерть лопатами.[19]

     Из показаний жительницы деревни Моглино Надежды Фёдоровой: «Во время работы я от кого – то  слышала, что у евреек, содержащихся в лагере, куда-то увезли детей. Женщины были привезены  в лагерь с детьми, а в то время, когда они были на работе, детей куда – то увезли. Куда увезли еврейских детей, и кто именно их увозил, я не знаю». Комиссия по расследованию совершённых немецко-фашистскими захватчиками злодеяний, работавшая в 1945 г. на территории концлагеря обнаружила в захоронениях 41 детский трупик.[20]   О расстрелах в лагере вспоминает Дора Ротберг: «Там  мальчика Захаревича расстреляли. И Ашмана отца. Расстреляли их потому, что из лагеря бежали пленные. Всех выстроили.  Каждого четвёртого расстреливали. И этот мальчик оказался четвёртым. Это ужасное зрелище, когда им стреляют в затылок, они моментально падают в яму. Их расстреливали немцы, кругом была охрана…»

   О том, что в лагере были евреи из Острова,  и большинство их было расстреляно, вспоминает один из бывших охранников лагеря Виктор Тейнобас (эстонец): «Из Острова летом 1943 г. привезли евреев. Их было около 100 человек. Позже из Пскова приехало несколько машин, забрали всех этих евреев. На машинах их увезли куда-то за Псков и там расстреляли. Об этом я узнал вечером из разговоров, возвратившихся охранников». [21] Эти показания говорят о том, что переживали узники лагеря (в том числе и привезённые из Островского гетто) каждый день, наблюдая расстрелы. И мы  предполагаем, но не утверждаем,  что евреев могли увозить для расстрела в двух направлениях за городом Псковом: либо д. Лухново Псковского района, где проходили массовые расстрелы евреев в годы войны, либо д. Андрохново  Псковского района, где расстреляны и захоронены прошедшие через гестапо и псковскую тюрьму гражданские лица, евреи, подпольщики, а по некоторым данным и военнопленные. В этих местах установлены памятные знаки, на которых имён расстрелянных и погибших нет.

     Изучив документы, показания свидетелей, можно сделать вывод, что концлагерь Моглино был не только местом отбывания наказания и пересыльным пунктом, но также исполнял функции лагеря уничтожения для определённых категорий лиц. По сути, в 1941-1944 гг. в Моглино функционировала «маленькая фабрика смерти»: преднамеренное умерщвление основной массы военнопленных, уничтожение цыган и евреев, включая женщин и детей.  По воспоминаниям Доры Ротберг, узники лагеря находились в Моглино до конца сентября 1943 г..  «Потом нас, оставшихся в живых, повезли в Рижское гетто. В Латвию поездом везли. Никто не умер. Захаревич, Ашман, ещё семья из-под Ленинграда. Везли нас через Саласспилс. [Приложение 4]. Там были день. Видимо посчитали, что там мы не нужны. На улице на плацу  в лагере стояли весь день до вечера. Кругом колючая проволока».[22]

    Саласпилс (концлагерь «Куртенгоф») – концентрационный лагерь, созданный во время Второй Мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 км от Риги, рядом с городом Саласпилс с октября 1941 г. до конца лета 1944 г.. В данном случае, как пересыльный пункт на пути в Рижское гетто. [23]  ( именно так уточняет Дора Ротберг). Рижское гетто — еврейское гетто, образованное нацистами в Риге. Существовало в 1941-1943 гг. [24]

    Дора Ротберг продолжает: «Нас поселили в мужском лагере. Дали небольшой домик. Меня и ещё кое-кого взяли на работу. Там была гостиница «Рига», а в ней немецкая комендатура. Убирали там комнаты. На работу и с работы ходили под охраной. В Рижском гетто  работали, слушали радио, знали, что фронт приближается». 

    Следующим пунктом на пути был лагерь Аушвиц [Приложение 4], который строился с 1940-1942 гг. [25] Об этом концлагере Дора вспоминает так: «Когда прибыли в Аушвиц, всех вывели на платформу. Немцы расталкивали нас, выхватывали из толпы, распределяли по группам. Самую большую группу куда-то увели …». 

   И что важно, что мама из семьи Ашманов  –  попала в эту большую группу (их уничтожили в газовой камере), а их дочь Раля осталась со  всеми остальными.  «Всех загнали в комнату, обрили, выкололи номер ручкой. Молча. Потом завели в зал, много душей. Открыли холодную воду (ноябрь). Кто мылся, кто стоял. Потом завели в другое помещение. Одежду забрали, дали рваные тряпки, деревянные колодки, рваные чулки.   Первые дни – земляные работы: давали носилки, в ряд стояли 5 женщин с лопатами, кидали землю…ходили по кругу….». [26]  Из-за тяжёлых работ и ужасных условий содержания в лагере Дора Ротберг  потеряла слух. «Я долго так работала, оглохла. Долго не слышала, потом слух немного вернулся. Нам давали чашку чая, кусочек хлеба. Съедали и валились спать».

      Летом 1944 г. узников  перевезли в концлагерь Биркенау [Приложение 4]. «Там было два жилых барака. Остальные – склады для одежды. Вот на этих складах мы и работали. У людей, которые отправлялись в крематорий, отбирали вещи, драгоценности. Вот к нам это всё переправлялось. И мы это всё сортировали. Работали по 12 часов. Дожили до освобождения в январе 1945 г., в том числе и я» — так вспоминала Дора Ротберг.

     Немногие остались в живых после такой «дороги в ад». В годы Второй мировой войны фашистский режим создал целую индустрию уничтожения людей. В лагеря смерти отправлялись не только военнопленные, но и евреи. Еще одним символом того времени были гетто — городские районы с нечеловеческими условиями обитания, организованные для проживания евреев. Люди, которые побывали в этом аду, с ужасом вспоминают о том времени.

Заключение.

   Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Мы не можем быть равнодушными наблюдателями чужой трагедии. Важно, чтобы люди помнили о тех, кто прошёл эти круги ада.  Ведь за каждой судьбой стоит жизнь следующих поколений. И то, что мы узнали в ходе поисково-исследовательской  работы, убеждает нас в том, насколько бесчеловечным был фашизм. История многому учит, а главное, война – это всегда гибель людей. Нужно делать всё, зависящее от людей, чтобы её не было.

     В результате  исследования мы изучили периодические издания, архивные материалы, монографии, аудиовоспоминания, интервьюирование,  которые помогли собрать и проанализировать материал по истории существования гетто в городе Острове. Проследили путь некоторых узников Островского гетто (скорее всего, все они, проживали на ул. 25 Октября) и выяснили, что:

    Портной Довидон расстрелян в городе Острове в 1941 г…

    Семья Ашманов, по изученным данным,  погибла в концлагерях. Ашман — отец был расстрелян в Моглинском лагере. Там же был расстрелян Захаревич (мальчик). Ашман – мать погибла, по всей видимости, в крематории лагеря Аушвиц (по прибытии в лагерь). Её дочь Рахиль погибла, но где точно неизвестно. [Приложение 2]

   Елена Моисеевна Розенблюм, жена известного врача Ильи Романовича Розенблюма,  по воспоминаниям Хацкевича И.И.,  после островского гетто была отправлена в один из лагерей, где и погибла. А из архива ЯдВашем по листу свидетельских показаний, заполненного внуком  Розенблюм Юрием Захаровичем, мы узнаём, что Елена Моисеевна погибла во время акции немцев против евреев в Острове.[27] Такую же информацию даёт и сын Анатолий Ильич Розенблюм. На наш взгляд, семейная история более достоверная, передаётся из поколения в поколения. Скорее всего, Елена Моисеевна погибла в г. Острове.

   Дора Ротберг, пройдя все испытания, выпавшие на её долю, выжила, но стала больным человеком. Сначала жила в СССР, а затем в Израиле.

    Семья Шац, известных врачей: папа ушёл на фронт, а Константин с мамой   спасались, поэтому бежали под Казань сразу в начале войны, где проживали до 1945 года, а затем вернулись в г. Остров и  помогали восстанавливать его.

     Продуктом нашей деятельности стала исследовательская работа, где изучена (насколько возможно на сегодняшний день) история Холокоста на территории города Острова в период оккупации и прослежена судьба некоторых евреев, упоминаемых в исторических документах. Доклад  представлен общественности на научно-практических конференциях в 2017 году; напечатан в сборнике «Мой край в годы Великой Отечественной войны» (Материалы ежегодной областной молодёжной научно-практической конференции); Псков, 3 мая, 2017 года и 7 мая, 2018 года (доработанная). Это говорит о том, что наше исследование живёт. Мы открываем новые факты. [Приложение 3]

Список литературы:

  1. Алексеев Ю. А. «Моглинский лагерь: история одной маленькой  «фабрики смерти» (1941-1944 гг.).  – М., Фонд «Историческая память», 2011. (с.51,52,54-55, 66,88,99,103,104)
  2. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР — М., 2001 (с. 94,99,286,428)
  3. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов. — М., Фонд «Холокост», 2002 (с. 66-67, 84-86)
  4. Арад И. «Уникальные черты Холокоста на территории СССР» (Выступление на Пленарном заседании II Международного симпозиума «Тень Холокоста») Сост. И. Альтман.- М., «Фонд «Холокост», 1998 г., с.29-37
  5. Прокопенко И.С. «По обе стороны фронта»  (Неизвестные факты Великой Отечественной войны) Глава 10. По волчьему следу. – М., «Эксмо», 2018, 279-299 с..

Список источников:

  1. Государственный архив Псковской области (ГАПО) ф.1219, оп.1, д.93, л.18
  2. Дергачёва О. «Моя дальняя даль» // Островские вести  03. 2004
  3. Дора Ротберг, 1925 г.р. г. Остров Аудиозапись с воспоминаниями.
  4. Кирьянов И. Утратить, чтобы обрести, или как мой отец нашёл дорогу к храму. Духовно-историческая повесть, Курск, 2016 (с. 10-11, 20-21)
  5. Михайлова У. «Концлагерь в Моглино: краткая история одного преступления» // Псковская провинция №14(9712), 15.04.2015
  6. Найти тропы памяти. Антидискриминационный центр «Мемориал», Санкт-Петербург, 2010 (с.15-22)
  7. Непокорённая земля Псковская 1941-1945 гг.. Документы и материалы. Псков, 1964 с.58
  8. Раскрепощённый народ // «Псковский набат»  №87 от 14 августа 1928 года
  9. Хацкевич И.И. «Горькая чаша. Документальные повести. Очерки. Воспоминания. Москва,1996 с. 262-263
  10. Шац К. Первые шаги. Основные вехи жизни (библиографические очерки). Издание третье. Санкт-Петербург, 2012 г. (с.12-14)

 Электронные ресурсы:

16.   Война  https://vk.com/wall-51328595_7141 страница В контакте Островская центральная районная библиотека [электронный ресурс] Дата последнего посещения 04.10.2018
  1. Гетто – это что и зачем?// http://fb.ru/article/101619/ [электронный ресурс]  Дата последнего посещения 18 октября 2018
  2. Гетто в годы Второй мировой войны // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия [электронный ресурс] Дата последнего посещения 03 октября 2018
  3. Евреи. Общие сведения. // http://jewishencyclopedia.ru Электронная еврейская энциклопедия [электронный ресурс] Дата последнего посещения 18 октября 2017
  4. Общее и различия в судьбе псковских евреев // https://megalektsii.ru/s13828t1 Мега Лекции [электронный ресурс] Дата последнего посещения 17 октября 2017
  5. Освенцим https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BC [электронный ресурс] Дата последнего посещения 14 февраля 2018 года
  6. Рижское гетто https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE   [электронный ресурс]  Дата последнего посещения 14 февраля 2018 года
  7. Саласпилсский концлагерь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C [электронный ресурс]  Дата последнего посещения  14 февраля 2018  
  8. Листы свидетельских показаний родственников погибших островитян Довидона, Розенблюм, Ашманов Архив http://yvng.yadvashem.org ЯдВашем  [электронный ресурс]  Дата последнего посещения  10 марта 2017

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

План г. Острова. Яндекс — карты август, 2018

screen-10.06.37[14.12.2018]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Семья Ашман. Из семейного архива от родственницы Филатовой О.Н.

screen-10.10.10[14.12.2018]

Отец – Ашман Арон Аронович

Мать  — Ашман Ольга Лазаревна

Сын – Ашман Наум Аронович

Дочь – Ашман Рахиль Ароновна (Раля)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Этапы нашего исследования.

   Теоретические обоснования исследуемой темы  можно было найти в трудах авторов, работающих по теме Холокост. Но нам нужны были конкретные сведения о судьбе людей.

    Отправной точкой стали воспоминания Доры Ротберг (аудиозапись предоставлена Пасман Татьяной Борисовной, методистом ПОИПКРО). 

   Дальше путь лежал в г. Остров. Начали с посещения военно-исторического музея. Сотрудница музея Маркова Елена Анатольевна помогла нам с поиском  информации по истории города.  Далее обратились в архив г. Острова, но там нас разочаровали, сказав, что архивные материалы собраны только с 1945 г.. Все документы до этого периода оккупанты уничтожили. Далее мы опросили жителей г. Острова о времени оккупации, но, к сожалению, конкретной информации не получили.

    Вернувшись в г. Псков обратились в архивный отдел УФСБ по Псковской области. Там сведения о пребывании евреев из г. Острова в Моглинском лагере отсутствуют.

    В исследовании этого вопроса нам помогла встреча с директором фонда «Достоверная история» Ю. А. Алексеевым, который продолжает работу по увековечению памяти узников Моглинского лагеря.

    Написанию нашей работы нам помогли сотрудники историко-краеведческой библиотеки им. И.М. Василёва, предоставив нам литературу по теме.

    В  документах Государственного архива Псковской области (ГАПО) сведений об оккупации Острова мы не нашли, но обнаружили документ о расстреле детей в Моглинском лагере, в их числе были и евреи.

   Летом  2018 года мы встретились с Шацом К.Г. (ему 90 лет) в селе Радобжа Островского района и записали сведения о судьбе семьи Шац.

    Познакомившись с историей жизни узников Островского гетто, мы решили связаться с их родственниками. Их адреса  нашли в листах свидетельских показаний на сайте Яд Вашем. Написали письма в феврале 2018 года:

1.Филатовой Ольге Николаевне, родственнице Ашманов. Переписка налажена с июня, 2018 г.

2.Розенблюм Ю., внуку Розенблюм Е.М.. Письмо вернулось назад. Продолжали поиск и выяснили, что он умер недавно. Нашли адрес его сына и послали ему письмо.

3.Чертовой Розалии, внучке, казнённого в г. Острове в 1941 г. Довидона.

4.Связались с сыном Владимира Кирьянова – протоиереем  Ильёй Кирьяновым  – автором книги «Утратить, чтобы обрести, или как мой отец нашёл дорогу к храму». С сожалением узнали, что его отец Владимир Кирьянов несколько лет назад умер, и большей информацией о жителях города Острова, чем есть в книге,  протоиерей Илья не обладает.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Судьба евреев г. Острова в памятных знаках.

    А как же сохраняется память о тех событиях?

Памятный знак на месте  бывшей тюрьмы в городе Острове (Возможно, за тюрьмой находилось гетто).screen-10.17.26[14.12.2018]

 

 

 

 

Моглинский лагерь (1941-1944гг.). Благодаря усилиям Ю.В.Алексеева, краеведа, журналиста, директора фонда «Достоверная история», территория бывшего концлагеря времён Великой отечественной войны – Моглино признана объектом культурного наследия в 2016 году. В настоящее время на месте лагеря усscreen-10.22.04[14.12.2018]тановлен памятный знак – щит. В перспективе – установление памятного знака на месте расстрелов. Точное место захоронение ещё не определено… Проект уже есть, автор архитектор Борис Пославский (друг Ю.В.Алексеева), но, к сожалению, нет финансирования. 

Лагерь Саласпилс (1941-1944гг.)

screen-11.19.39[14.12.2018]

 Рижское гетто (1941-1943 гг.)  На месте Рижского гетто создан музей.

screen-11.23.09[14.12.2018]

Аушвиц – Биркенау (1940-1945 гг.)

screen-11.27.40[14.12.2018]

Мемориал в память о погибших в этом концлагере. Основан 2 июля 1947 года Российская экспозиция в музее открыта 27 января 2013 года в день памяти жертв Холокоста.

 

[1] Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Учебное пособие для студентов. —  М., Фонд «Холокост», 2002 (с. 66-67)

[2] Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР  — М., 2001 (с. 94)

[3] Островские вести 05.03. 2004, Псковская провинция №14(9712), 15.04.2015, Псковский набат  №87, 14.08.1928 

[4] Гетто – это что и зачем? http://fb.ru/article/101619/ [электронный ресурс]  Дата последнего посещения  18 октября 2018

[5] Евреи. Общие сведения. // http://jewishencyclopedia.ru Электронная еврейская энциклопедия [электронный ресурс] Дата последнего посещения 18 октября 2017

[6] Гетто в годы Второй мировой войны // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия  [электронный ресурс] Дата последнего посещения 03 октября 2018

[7] Общее и различия в судьбе псковских евреев // https://megalektsii.ru/s13828t1  Мега Лекции [электронный ресурс] Дата последнего посещения 17 октября 2017

[8] Шац К. Первые шаги. Основные вехи жизни (библиографические очерки). Издание третье. Санкт-Петербург, 2012 г. (с.12-14)

[9] Раскрепощённый народ // Псковский набат №87 от 14 августа 1928 года

[10] Кирьянов И.  Утратить, чтобы обрести, или как мой отец нашёл дорогу к храму. Духовно-историческая повесть, Курск, 2016 (с. 10-11, 20-21)

[11] Дора Ротберг, 1925 г.р. г. Остров Аудиозапись с воспоминаниями

[12] О. Дергачёва «Моя дальняя даль…»: [к 60-летию освобождения города Острова и района от немецко-фашистских захватчиков] / О. Дергачева // Островские вести. — 2004. — 5 марта. — с. 5.

[13] Найти тропы памяти. Антидискриминационный центр «Мемориал», Санкт-Петербург, 2010  (с.15)

[14]  Хацкевич И.И. «Горькая чаша. Документальные повести. Очерки. Воспоминания. Москва,1996 с. 262-263

[15] Непокорённая земля Псковская 1941-1945 гг.. Документы  и материалы. Псков, 1964 с.58

[16] Кирьянов И.  Утратить, чтобы обрести, или как мой отец нашёл дорогу к храму. Духовно-историческая повесть, Курск, 2016 (с. 10-11, 20-21)

[17]   Война  https://vk.com/wall-51328595_7141 страница В контакте Островская центральная районная библиотека [электронный ресурс] Дата последнего посещения 04.10.2018

[18] Найти тропы памяти. Антидискриминационный центр «Мемориал», Санкт-Петербург, 2010  (с.15-22)

[19] Михайлова У. «Концлагерь в Моглино: краткая история одного преступления» // Псковская провинция №14(9712), 15.04.2015

[20] ГАПО, Фонд № 1219,опись №1,связка №8,ед. хр. №93,лист 18

[21] Ю.Алексеев «Моглинский лагерь: история маленькой фабрики смерти», стр. 99

[22] Дора Ротберг, 1925 г.р. г. Остров Аудиозапись с воспоминаниями.

[23]  Саласпилсский концлагерь https://ru.wikipedia.org/wiki  [электронный ресурс]  Последняя дата посещения 14 февраля 2018 г.

[24]  Рижское гетто https://ru.wikipedia.org/wiki  [электронный ресурс] Последняя дата посещения  14 февраля 2018 г.

[25]  Освенцим https://ru.wikipedia.org/wiki [электронный ресурс] Последняя дата посещения 14 февраля 2018 г.

[26] Дора Ротберг, 1925 г.р. г. Остров Аудиозапись с воспоминаниями

[27] Архив ЯдВашем. Листы свидетельских показаний родственников Розенблюм

Реклама

Литературная карта Островского района

МБУК «Островская центральная районная библиотека» МО «Островский район»
181350 г. Остров Псковской области, ул. Спартака д.7
8 (81152) 3-25-89, 8 (81152) 3-42-85;
e-mail: sova88@ellink.ru
%d такие блоггеры, как: